al_kslv (al_kslv) wrote,
al_kslv
al_kslv

Categories:

Богословие о демонизации человека


Понятие «Беснование» относится к сложной антропологической богословской теме, затрагивающей всего человека от его физиологии до самых глубин души. Библейские примеры беснования говорят нам о том, что само это явление возникает в результате воздействия иррациональной личностной энергии злого духа, в результате которого парализуется возможность проявления свободы человеческой личности: дух овладевает психосоматикой одержимого и паразитирует на его физиологии и психике. Вполне возможно допустить, что таким образом одержимый человек становится неким источником, которым нечистый дух пользуется как инструментом, позволяющим ему насыщать свою жажду зла, проявляя её в окружающем природном мире.
Мы видим из Евангельских историй, что после изгнания нечистых духов из человека выздоровевший быстро возобновляет свои способности к полноценной человеческой жизни, т.е. бесы не повреждают его мыслительные способности, свободу воли и суверенитет: бывшие бесноватые слушают Спасителя, обращаются к нему с просьбой, проявляют свое почтение и благоговение. Можно сказать, что данного рода испытание может быть попущено человеку в качестве болезни, которая максимально смиряет его, лишая самого дорого, что есть в жизни души – возможности проявлять себя в этом мире в качестве свободной и мыслящей ипостаси.
Значительно более опасными формами овладения человеческой личностью является глобальная стратегия демонизации самого внутреннего человека, затрагивающая глубины его личности. Преподобный Евагрий Понтийский утверждает, что человек в земной жизни - лишь потенциальный бес или ангел, т.е. в результате свободного выбора он определяет свой личностный рост в сторону демонизма своей ипостаси или ангелоподобия, причём речь не идёт о буквальной метаморфозе человека в демона или ангела: Евагрий говорит о том, что в этой жизни человек свободно выбирает поле своего роста и развития, соответственно уподобляясь по своим качественным личностным характеристиками миру демоническому или миру ангельскому. Высшим человеческим примером такого уподобления является Пречистая Дева Мария, которая стала «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим», т.е. превзошла по своим душевным свойствам даже высшие ангельские чины.
Соответственно, вполне логично допустить и возможность обратного процесса, когда человек может превзойти по своим свойствам самых тёмных духов злобы поднебесной: т.о. перед ним есть и та, и другая возможность. Следовательно, по мысли преподобного Евагрия, земная жизнь человека - это реализация такой возможности через право свободного личностного определения в сторону добра или зла.
Для того, чтобы осуществить план деградации человека в сторону зла демонам недостаточно насильно вторгнуться в человеческую индивидуальность и овладеть ею: им необходимо создать такие условия существования, когда человек сам добровольно, исходя из своего права самоопределения, будет выбирать зло как главный ориентир своего «развития», на что брошены все силы демонического мира.
Для того, чтобы этот план был осуществим, диаволу нужно вторгнуться в базовую основу нравственных ориентиров человека, которые определяют что есть зло, а что - добро. Ему нужно изменить акценты на прямо противоположные: добро и зло нужно смешать, переориентировав и запутав человека так, чтобы для него уже не было важно, что есть объективно добро и что есть зло, где «добро» – это то, что выгодно, полезно и приятно, а «зло» – то, что мешает, раздражает, ограничивает и приносит дискомфорт (например, чувство вины или стыда). Если человек потеряет нравственный ориентир и примет ту мысль, что добро и зло есть понятия условные, формирующиеся в социуме, способные к изменению и переосмыслению, то, можно уверено сказать, что сатанинское дело будет сделано.
Например, базовое природное понимание семьи как единства мужской и женской ипостаси, в результате которого происходит рождение детей, сегодня изменяется на совершено противоестественную парадигму, которую здравый смысл и естественная человеческая логика принять не может, но, тем не менее, извращённые противоестественные отношения полов активно навязываются обществу как общепринятая норма, а инакомыслие в отношении этой «нормы» уже начинает преследоваться в уголовном порядке.
Это лишь один из очевидных примеров, а таких примеров можно привести много, где нормы морали, воспитания и формирования человеческой личности сегодня претерпевают радикальные изменения в сторону их деструкции и разложения: гедонизм, стремление к удовольствию, замена идеала жертвенной любви на эгоцентризм и самость являются несомненными достижениями в области демонизации человека и человечества в целом.
Радикальные метаморфозы понятий нравственности и морали, которые сегодня претерпевают сущностные изменения, говорят о том, что одержимость демоническим миром приобретает массовый характер. Единственной возможностью противостояния этой одержимости на сегодня есть Евангельская нравственность и её смыслообразующая мораль: если человек не сможет внутри себя построить Евангельскую систему ценностей и приоритетов, то кризис общечеловеческой нравственной деградации рано или поздно коснётся и его души. Таким образом, сегодня лишь Церковь как Тело Христово, как носительница Божественного Откровения и Евангельской этики, как личностно формирующий социальный институт является тем удерживающим началом, которое ещё не позволяет миру окончательно упасть в бездну адской пропасти. Далее...

прот.Игорь Рябко
Tags: духовность, православие, религия, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “православие” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments