al_kslv (al_kslv) wrote,
al_kslv
al_kslv

Category:

Об участи «добрых» атеистов и Фаворском свете


Вторая неделя Великого Поста посвящена памяти святителя Григория Паламы. Этот святой стал как бы собирательным образом всех отцов-исихастов, зримым воплощением молитвенного умного делания, внутреннего духовного преображения и стяжания Духа Святого. Поэтому, возвращая нас к памяти святителя Григория Паламы, к исихастским спорам о природе Фаворского света, Церковь вновь напоминает о смысле жизни христианина на Земле а также о молитве как главном инструменте, с помощью которого этот смысл достигается.
Святитель Григорий Палама, живший в тринадцатом веке, лишь повторил то, чему учила до него вся богословская Традиция Православной Церкви, а преподобный Серафим Саровский кратко выразил в своём известном изречении: «Смысл жизни христианина – стяжание Благодати Святого Духа». Причастность к Благодати является входом в двери вечности с Богом. Отсутствие Благодати, даже при всех прочих человеческих добродетелях, может также означать и отсутствие имени этого человека в Книге Жизни.
Краткий период нашей земной жизни проходит по линии разделения двух духовных миров. Неопределённость нашего духовного облика актуализируется в результате нашего свободного волеизъявления. Богоподобие и демоноподобие – два сакральных направления, которые проецируются в безконечную неподвижность вечности и являются результатом нашего свободного выбора. Неопределённая нравственная «серость» ушедших в мир иной людей, которые были как бы и неплохи, но и не безгрешны, не является свидетельством неоднозначности их выбора: смысловая суть жизни этих людей уже сформирована, а то, что зерно личности, из этой сути произрастающее, ещё не дало очевидного плода, лишь говорит о том, что вызревание не окончено, но зато его направление уже определено. Ведь и праведники в будущей жизни не будут находиться в устоявшейся неподвижности святости: они будут возрастать из силы в силу, восходя к безконечно непостижимому Божественному Свету через постоянное насыщение Божественной Благодатью.
По аналогии можно сказать, что противоположный выбор направления развития личности ведёт к её деградации и в результате удаления души от Источника Бытия и Его Света приобретает характерные для тёмных сил свойства. Не ведя борьбы со злом, гнездящимся в сердце, человек с каждым днём укореняется всё глубже в греховную почву, где со временем произрастает демоноподобная личность.
Кроме того, наше мнение о людях и их нравственных качествах глубоко неправильно, потому что шкала нашего оценивания ближних сильно испорчена: человек, с нашей точки зрения, может быть очень хорошим, но если Бог ему был не нужен, не интересен, безразличен, то и по ту сторону жизни такая душа Бога не обретает. Поэтому вопрос о том, в какой обители вечности будут находиться добропорядочные гуманисты и убеждённые атеисты, лишен всякого смысла.
Собственно, об этом и учит святитель Григория Палама в спорах с Варлаамом Каламбрийским о природе Фаворского Света. Смысл жизни каждого из нас не в том, чтобы стать «хорошими», а в том, чтобы стать «Божиими». Конечно, Божий человек будет и хорошим человеком, но хороший человек может быть и безбожником и в этом случае его жизнь будет потерей шанса усыновления Богу, а значит и потерей главного её смысла.
Этот спор выходит далеко за пределы школьного богословия, которое Восточным Отцам было вообще чуждо по образу их жизни. Бог — это не объект для изучения и не Абсолютный принцип, который можно исследовать и строить всевозможные философские схемы. Бог — это живая, любящая нас Личность, которая желает по своей Любви дать нам преизбыток своих личных благ. И возможность постижения Бога у нас только одна – возрастание в любви к Нему через молитву и жизнь по заповедям. А все наши добрые дела, не ради Бога совершаемые, теряют всякий смысл и значение, о чём учит нас преподобный Серафим Саровский.
Учение святителя Григория Паламы так и не было понято на Западе, где стало преобладать юридическое понимание спасения как «зарабатывания» небесных благ через выгодное вложение инвестиций в доброделание. Даже монашеские ордена вместо молитвы стали заниматься обширной благотворительной деятельностью, в то время как молитва всегда была основным смысловым содержанием монашества на Востоке. Мир стоит не на добрых делах, а он держится на молитвах святых. Именно поэтому так важно было для святителя Григория Паламы дать обоснование исихазма как главного инструмента богопознания. В Православии главный показатель качества духовной жизни и её измеритель — это молитва. Молитва – Божий ценник на нашей душе: чем дороже, тем святее, ведь как мы молимся, такие мы христиане, каково наше отношение к Богу, такова наша молитва, и наоборот, какова наша молитва, таково и наше отношение к Богу.
Молитва - самое высокое и самое сложное искусство в мире. Нет предела в совершенстве этого искусства, которое восходит в безконечные дали созерцательной жизни. Начинается этот путь из вялой, слабой, рассеянной от помыслов молитвы, которая постепенно возрастает. Когда ум начинает срастаться со словами молитвы, чувствовать их силу, воспринимать сердцем, отзываться чувствами, он восходит всё выше, где слова молитвы из осмысленного звука превращаются в прочувствованное состояние сердца, когда слова становятся чувствами. На высоких же ступенях молитвы отпадает сама необходимость в каких-либо словах. Дух человека постепенно восходит от чувства к чувству к запредельным молитвенным далям, где прекращается само мышление. Поэтому и учат нас святые Отцы, что молитва не в словах, а в мыслях и чувствах, и главное в ней - вера, сокрушение сердечное, предание себя в руки Божьи. Ведь вся суть спасения души совершается таинственно внутри нас в сокровенном, спрятанном от внешних глаз, человеке, а всё внешнее этому лишь способствует или, наоборот, мешает. Исихия - это покой ума и сердца, это безстрастная, абсолютно чистая от малейшей примеси греха душа, плавающая в безпредельном Нетварном Свете Благодати.
Поэтому и старт Великого поста начинается с «Притчи о Мытаре и Фарисее», через которую Церковь учит нас условиям молитвы: стать перед Богом как бы «землей», «пеплом», «муравьём», «малым ребёнком», когда соберешься вознести к Нему свой глас, а в этот воскресный день она указует нам цель молитвы. По мысли святителя Григория Паламы, молитва делает нас выше всех ангельских чинов, делая нас богами по благодати. Невообразимое, ни с чем не сравнимое, непостижимое даже для высших горних сил, уготовал Бог для людей таинство - стать причастниками Божественного естества. Далее...

прот.Игорь Рябко
Tags: духовность, православие, религия, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “православие” Tag

  • Слепец и «религиозные эксперты»

    В период послепасхальных чтений Церковь показывает нам два диаметрально противоположных примера отношения людей ко Христу. Не так давно мы читали…

  • Если бы Христос встретился с Самарянкой сегодня

    Пятая неделя по Пасхе посвящена Евангельской беседе Христа с Самарянкой. Отношения иудеев к самарянам было подчеркнуто пренебрежительным и даже…

  • Что скрывается за ширмой пандемии?

    За всем этим обволакивающим информационным шумом не покидает глубокое интуитивное чувство того, что за ширмой мировой пандемии в глобальных…

  • Тайна самой загадочной книги Ветхого Завета

    Память праведного Иова, которую мы отмечаем 19 мая, возвращает нас к одной из самых загадочных книг Ветхого Завета, в которой Иов от лица всего…

  • Памяти святых Жён-Мироносиц

    Через неделю после воспоминания о интеллектуальных поисках апостолом Фомой ответов на серьёзные богословские вопросы касательно Воскресшего…

  • О прививках и чтении Псалтыри

    Основная задача Церкви — исцеление человеческой личности, недугующей грехом, т.е. преобразование духовно больного эгоистичного человека в человека…

  • Враги молитвы

    У молитвы существуют внутренние и внешние враги. Первый враг — это себялюбие. Себялюбие — неправильная любовь к себе. Оно проявляется в трех видах…

  • Войти в своё сердце

    В начале ХХ века на Афоне, в этом оплоте всемирного Православия, внезапно появилась новая ересь, которая называлась имяславием, или имябожием. Эта…

  • Дыхание жизни

    Духовная жизнь во многом — это искусство молитвы. Святые Отцы называли молитву дыханием жизни, нервами души, золотым дождем, льющимся в душу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments