al_kslv (al_kslv) wrote,
al_kslv
al_kslv

Category:

О грехе и покаянии


Господь сказал расслабленному: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои». Грех — это тяжёлая могильная плита, давящая на сердце человека. Грех — это лжец, который непрестанно обманывает нас, сулит наслаждение и счастье, а приносит лишь томление духа, тоску и чувство сердечного окаменения. Грех — это вор, который, воспользовавшись доверием хозяина, входит в дом, а затем нагло грабит его. Грешник — это как пьяный, который вечно просыпается где-нибудь под забором в грязи: грешник вечно после падения чувствует, что тело и душа его осквернены, чувствует, как червь точит его сердце, чувствует великую потерю — потерю благодати.

Всю жизнь мы должны стеречься, быть осторожными и недоверчивыми, но раз за разом демон непрестанно обманывает нас, а мы вновь и вновь прельщаемся его миражами, снова бредём ко греху как к неким блуждающим болотным огонькам, которые заводят нас в трясину.

Нет болезни сильнее болезни сердечной - тайной болезни грешника: мук раскаяния, которые грызут сердце грешника, словно невидимыми зубами, день и ночь. Грешнику ничто не мило, хотя бы он приобрел весь мир: сердце его предощущает будущие муки и потому сердце грешника плачет.

Господь сказал: «А от дерева познания добра и зла не ешь, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». Страшная картина смерти! Представьте себе труп человека, который разлагается, опухает, покрывается мертвенной синевой и то же происходит с человеческой душой: грех проникает в наше сердце как малый червь, а уже в сердце растёт и становится огромным ядовитым змеем.

Когда человек болен, то как бы тяжело ему ни было, но если он ощущает боль, значит, он ещё жив и есть надежда на спасение, а когда тело уже совершенно безчувственно, тогда человек безнадёжен и он превращается в мертвеца. Если совесть человека мучит и упрекает его, значит, он ещё жив, хотя бы и был подобен больному, покрытому с ног до головы гнойными язвами и годами прикованному к одру.

Самое страшное состояние наступает тогда, когда человек перестает видеть свой грех и не осознаёт глубину своего падения и старается оправдывать себя: такой человек уже не болен, а духовно мёртв.

Как часто многие, подходя на исповеди ко кресту и Евангелию, говорят: «Я ни в чём не грешен!» или «Грешен, как все!» или «Я грешен во всём!» — не понимая смысла этих слов, даже не вникая в них, и не потому, что они действительно чувствуют своё падение, а потому, что стремятся поскорее отойти от креста и Евангелия. Если спросишь такого человека: «А в чём же ты виноват?» — то в ответ встречаешь растерянный взгляд, ибо человек не понимает вопроса. Некоторые из нас даже на исповеди стараются, оправдывая себя, обвинить других людей, обвинить само положение своей жизни. Некоторые подходят ко кресту и Евангелию улыбаясь, иные — с равнодушием и отходят с таким же каменным лицом и сердцем.

Человек на исповеди прикладывается ко кресту, этим самым он как бы призывает в свидетели Самого Иисуса Христа, что исповедь его будет глубокой и искренней, он надеется, что крест спасёт и защитит его: прикладываясь ко кресту человек как бы даёт перед Богом слово исправить свою жизнь и отойти от исповеди другим человеком. Около креста лежит Евангелие: это мерило нашей жизни, которое показывает, насколько далеко мы отошли от Бога, эта книга нашей жизни, которая показывает нам путь возвращения к Нему.

С чего начинается грех? Вначале лукавый представляет перед нами обольстительные помыслы: это первый этап. И человек может либо отвергнуть, потушить первые искры занимающегося пламени, либо, пленённый открывшейся ему картиной, остановить на ней свой взор, замедлить.

Второй этап — это внимание: как ребёнок рассматривает диковинную картинку, так грешник — грех, запечатлённый в его уме искусителем, поэтому в святоотеческих творениях демон иногда именуется «живописцем».

Затем идёт третий этап греха — сосложение, когда душа человека уже не противится греху, внутренне не отвергает его, заинтересована и занята им. После сосложения со грехом идёт соединение, когда чувства наши становятся на сторону греха, когда они желают его, когда в нас пробуждается чувственность, но с ней ещё борется разум.

Следущий этап — пленение, когда чувства превозмогают разум: человек уже не ищет способов или сил бороться со грехом, наоборот, строит планы, как его осуществить. За пленением следует действие, когда уже не только желание и ум, но и воля переходит на сторону греха и он реализуется в человеческих поступках.

После этого следующий этап — это повторение греха, когда он входит уже в привычку. С привычкой трудно бороться: вначале грех ещё легко вырвать из сердца, как вырывают молодую траву, а привычка — могучее дерево, пустившее глубоко в землю мощные корни. Затем привычка становится чертой характера: тут человек подобен попавшему в болото, которого засасывает трясина, где самому ему уже не выбраться, а он способен лишь кричать и звать на помощь, и если ему бросят верёвку, то он, ухватившись за неё, может выбраться из смертоносной трясины. Что это значит? В таком состоянии человек нуждается в помощи: ему необходима молитва, а особенно необходимо послушание. На этом последнем этапе греха одно только может спасти человека: если он отречётся от своей воли и будет находиться в полном послушании духовному отцу.

Существует и худшее состояние, когда грех становится как бы природой человека: тогда человек отнюдь не ищет избавления от греха и не желает спастись, ибо он соединился с грехом в единый дух. Это безысходное состояние, когда человек не только свыкся с грехом, но и полюбил его и тем ещё при жизни уподобился демону.

Господь даровал нам Таинство Покаяния, названное Отцами вторым крещением. Покаяние включает в себя осознание своих грехов, сожаление о них, чистосердечный и полный рассказ о них на исповеди. Для этого Церковь советует своим чадам заранее перед исповедью как бы перелистать книгу своей жизни и выявить в ней грехи, особенно те, которые повторяются часто. Это время Церковь именует «говением», когда человек должен по мере своей возможности отключиться от всего внешнего, суетного, повседневного и погрузиться в себя, увидеть своё сердце. Грех должен быть исповедан так, чтобы священник, а вернее Господь через него как совершитель Таинства, знал, какой грех он разрешает и прощает.

Велика милость Божия, ибо спасение наше зависит от нас, а Господь желает его более, нежели мы сами.

Чем более высокой духовной жизнью будет жить человек, тем шире будет видна ему картина его падения, тем лучше он будет видеть свою удалённость от Бога и тем глубже будет его покаяние.

Вместе с тем надо помнить, что покаяние — не только плод наших трудов, но и дар Божий. И много искушений возникает на пути человека, желающего искренне покаяться. Святитель Амфилохий Иконийский пишет, что однажды к нему пришла женщина знатного рода, княгиня, и сказала, что совершила грех, который не даёт ей покоя. Святой Амфилохий ответил, что готов выслушать её исповедь. Однако она молчала. Он повторил свой призыв. Тогда княгиня призналась: «Отец, я не могу говорить. Этот грех слишком страшен и постыден!» — «Тогда, быть может, ты откроешь его другому священнослужителю, а не мне?» — предложил святой. «Если я кому-нибудь и исповедую его, — ответила женщина, — то одному тебе». «Я прочёл молитву, — повествует святой Амфилохий, — но женщина молчала. Наконец она произнесла: "Нет, я не могу исповедоваться!"» «Если, дочь моя, ты не можешь исповедоваться, то хотя бы напиши этот грех на бумаге, я буду молиться о его прощении», — сказал святой. «Отец, я не смею сделать даже этого!» — ответила она и ушла. «Через некоторое время княгиня снова пришла ко мне, — продолжает святой Амфилохий, — и повторилось тоже самое, как будто демон связал ее язык. Она лишь плакала и говорила: "Я не смею, мне так стыдно, я умру от стыда, если скажу тебе!"»

Святой пишет, что вскоре, проходя по улице, эта женщина увидела нищего, больного и безногого и сказала самой себе: «Это создание Божие. Я возьму его домой и буду смотреть за ним так, как смотрела бы за Самим Христом, во искупление моего греха!»

Княгиня приказала слугам отнести нищего к ней в дом и затем сама ухаживала за ним, омывала его, кормила из своих рук. Это было в начале Великой Четыредесятницы. Так прошёл пост. И неожиданно в Великий Четверг женщина ощутила в себе такую силу, такое желание исповедовать свой грех, что, даже не одевшись, бросилась из своего дворца к святителю, упала к нему в ноги и сказала: «Господь послал мне силу и благодать: теперь я исповедаю грех свой, как Евангельская блудница исповедовала грех свой перед Спасителем».

Святитель говорит: «Я редко когда слышал такую исповедь, какую услышал из уст этой женщины, знатной и гордой, я редко когда видел такие слёзы, какие увидел у неё!»

За добрые дела Господь дарует человеку покаяние. Мы никогда не должны отчаиваться. Тот же святитель рассказывает: «Некий человек был одержим пороком, от которого никак не мог избавиться. Много раз он исповедовался и каялся и опять впадал в него. Наконец, этот человек, придя в церковь, сказал: “Господи, если ты простишь меня, то я беру Тебя Самого в свидетели на Страшном Суде, что я никогда не повторю этот грех!”. И, произнеся такую страшную клятву, грешник вышел из храма и снова согрешил, но не отчаялся, а опять поспешил в церковь, упал перед иконой Спасителя и стал каяться. И так перед иконой он и умер».

«И вот, — говорит святитель, — что было мне открыто. Демоны окружили этого человека и завопили: “Он страшно грешил, он лгал, даже во время исповеди, он призвал Самого Христа в свидетели, что никогда не совершит этот грех, и нарушил великую клятву. Он наш!”. Но Господь сказал: “Этот человек — великий грешник, но он не потерял веру в Мою милость, и за это Я прощаю грехи его. Всё ты отнял у него, диавол, но ты не мог отнять одного — надежды на Мое милосердие, и она спасла его!”»

Преподобный Иоанн Дамаскин говорит: «Есть три крещения. Первое Крещение — это Таинство Церкви. Второе крещение — мученической кровью: если человека убьют, замучат за его веру во Христа. И третье крещение — это слёзное крещение покаяния». Конечно, под слезами здесь надо понимать и внутренний плач человеческого сердца.

В Священном Писании говорится, что Таинство Покаяния — это великая милость Божия: без неё не мог бы спастись ни один человек, живущий на Земле.


Четыре человека несли расслабленного к Господу. Пусть нашу душу приведут к Нему четыре Евангелиста — Священное Писание. Желаю, чтобы и вы на Страшном Суде услышали те слова, которые услышал больной, не потерявший при всех недугах своих веры в Спасителя: «Чадо, прощаются тебе грехи твои!»

арх.Рафаил Карелин. Взято отсюда
Tags: духовность, покаяние, православие, религия, христианство
Subscribe

Posts from This Journal “покаяние” Tag

  • О прививках и чтении Псалтыри

    митр.Неофит Морфский Основная задача Церкви — исцеление человеческой личности, недугующей грехом, т.е. преобразование духовно больного эгоистичного…

  • Враги молитвы

    У молитвы существуют внутренние и внешние враги. Первый враг — это себялюбие. Себялюбие — неправильная любовь к себе. Оно проявляется в трех видах…

  • Войти в своё сердце

    В начале ХХ века на Афоне, в этом оплоте всемирного Православия, внезапно появилась новая ересь, которая называлась имяславием, или имябожием. Эта…

  • Дыхание жизни

    Духовная жизнь во многом — это искусство молитвы. Святые Отцы называли молитву дыханием жизни, нервами души, золотым дождем, льющимся в душу…

  • Молитва - сокровище, которое всегда при нас

    В Библии есть таинственный образ человека, борющегося с Богом. Ветхозаветный патриарх Иаков возвращался из Месопотамии в Палестину, где его ожидала…

  • Покаяние

    Святой пророк Божий Малахия предвозвещает: "Се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою". И святой пророк…

  • Восходя благодатью...

    История мира свидетельствует нам об одном: что человечество — это глубоко больной организм, поражённый каким-то страшным недугом, и каждый человек…

  • Основы спасения души

    Мы часто говорим о том, что надо спасаться. Богочеловека Иисуса Христа мы называем Спасителем. Но что именно нам нужно спасать? От чего? Каким…

  • Метафизика Исповеди

    Раскаяние, исповедь, покаяние: обыденное сознание усматривает в них большое сходство, но при внешнем сходстве эти слова и обозначаемые ими…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments